Вторник
22.08.2017
08:13
Приветствую Вас Случайный посетитель | RSS Главная | КОВРОТКАЧЕСТВО - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 212»
Модератор форума: mdr1, mdr4 
Форум » ОБЩИЕ ТЕМЫ » НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ » КОВРОТКАЧЕСТВО (Один из древнейших народных промыслов.)
КОВРОТКАЧЕСТВО
SkellДата: Воскресенье, 18.04.2010, 23:30 | Сообщение # 1
ОСНОВАТЕЛЬ ГОРОДА
Группа: Администраторы
Сообщений: 16785
Статус: Отсутствует
КОВРОТКАЧЕСТВО
Начало


Кто из нас не слышал о ковре-самолете, ковре, который за ночь нужно царю-батюшке вышить… а ведь ковроткачество было и является одним из старейших народных промыслов, которое пришло к нам с востока!
Вообще, ковроткачество – неотъемлемая часть восточной культуры. Именно в странах, географически или ментально связанных с Востоком, производят «настоящие» ковры, то есть стопроцентный hand-made. В узоре ковра можно было не только передать свои ощущения красок, «мотивы души», но и вплести любовное послание, а то и тайное донесение.
Эталоном качества на протяжении многих столетий считались персидские ковры, причем этот статус они не утратили по сей день. В «современной Персии» – Иране – и сегодня соблюдается особое отношение к коврам: они являются одним из главных способов капиталовложения и красноречиво свидетельствуют о достатке семьи. Именно про иранцев говорят, что свое богатство они бросают под ноги!
Будь то плетеный, тканый или валяный ковер, с ворсом или без него – главным признаком его совершенства является исключительно ручной труд. Наиболее знаменитыми, кроме иранских, являются ковры, произведенные в Китае, Непале, Индии, Алжире, Марокко.

Особое место в ковроткачестве принадлежало кыз-гиламу (девичьему ковру), который готовился исключительно для приданого и хранился в семье как реликвия. Его узоры имели сакральное значение, как бы оберегающее молодую семью. В числе основных элементов – стилизованные изображения птиц – эркек мургон и урганчи мургон (птица-самец и птица-самка), бывшие символами мужского и женского начала и выступавшие как гарант счастливой семейной жизни и продолжения рода.
Орнамент арабского ковра состоит из крупных или мелких геометрических фигур: зубчатые и ступенчатые квадраты, ромбы, треугольники, чередующиеся по цвету. В качестве дополнительных элементов использовались цепочки из квадратов или ромбов. Приемы тканья, характер орнаментации (превалирование геометрических мотивов) арабских ковров имеют много общих черт с коврами узбеков, что обусловлено близостью традиций двух мусульманских народов. Вместе с тем есть и существенные различия. Так, в арабских изделиях отсутствуют зооморфные знаки-символы, передающие животное по принципу “целое по части”. Такие символы, обусловленные тотемизмом, были характерны для искусства тюрко-степных народов. Генезис геометрических орнаментов арабских ковров можно лишь предположительно связывать с астральными культами, которые были распространены у арабов до принятия ислама.
Традиция ковроткачества в Тибете стара и насчитывает, возможно, тысячу лет.
Поскольку тибетцы вели широкую торговлю и путешествовали, в коврах, сотканных, начиная с конца XIX - начала XX веков и до окончательного перехода Тибета в китайские руки (в 1959 году) начинают проявляться влияния из многих источников. Наиболее широко в традиционных вариантах используются символы тибетского буддизма. Но, вместе с тем, тибетские ткачи с большой легкостью и непринужденностью принимали элементы и от многих других культур. Без сомнений, самое сильное влияние пришло с Юга и с Востока. Свидетельство тому - конфуцианские и даоистские символы, а также китайские светские узоры. Наиболее характерные для тибетских ковров мотивы: тигры и драконы во всем их мифологическом многообразии, цветочные орнаменты.
Ковры ручной работы обладают магической силой, особое сочетание цветов и традиционный орнамент рукотворного ковра несут в дом особую благотворную энергетику, оказывают магическое воздействие, можно сказать, притягивают счастье и удачу. Ковры ручной работы подразделяют по материалам, из которых они изготовлены и странам-производителям (местности) ковров, где имеются свои особенности и длительная история ковроткачества.Приобретая себе ковер, подумайте, что хотел выразить мастер, создавший его. Ведь в каждом изделии заложена часть его творчества, вдохновения и души.

Продолжение следует....

 
SkellДата: Воскресенье, 18.04.2010, 23:30 | Сообщение # 2
ОСНОВАТЕЛЬ ГОРОДА
Группа: Администраторы
Сообщений: 16785
Статус: Отсутствует
Чачть певая. ПЕРСИДСКИЕ (ИРАНСКИЕ) КОВРЫ
Искусство ковроткачества передавалось в Персии от поколения к поколению и является непреходящей ценностью. Согласно исследованиям ученых, персы ткали ковры еще 2500 лет назад. Персидские ковры обладают широкой гаммой красок с мягкими, приглушенными тонами, теплыми оттенками. В каждом из центров ковроткачества Ирана, - Кум, Наин, Tебриз, Исфахан, Габе , Керман - свои традиции, свои самобытные ковры, являющиеся произведением искусства.
Рисунок персидских ковров всегда самобытен и не бывает случайным - за расположением элементов узора стоят вековые традиции исламской культуры и искусства, талант и замысел мастера. Высокое искусство иранского ковроткачества демонстрирует высокую степень таланта, вкуса, мастерства.

Исфаханские ковры
Город Исфахан (اصفهان) – административный центр одноименной провинции Ирана (третий по величине после Тегерана и Мешхеда), крупный промышленный и научный центр с населением примерно в миллион человек. Он расположен в 450 километрах к югу от нынешней столицы страны, Тегерана. Исфахан – древний город, но известным он стал в 16-17 столетиях, во времена правления персидской династии Сефевидов, когда один из шахов этой династии, Аббас, перенес в Исфахан свою столицу. Шах Аббас слыл покровителем наук и искусств и Исфахан в его правление стал по-настоящему космополитичным восточным городом – городом художников, поэтов и философов. В музеях всего мира и частных коллекциях сохранилось довольно много исфаханских ковров 16 и 17 столетий.

Панарама Исфахана

Торговцы коврами (Исфахан)

Исфахан славится своими коврами классического орнамента и тонкой работы. «Торговая марка» Исфахана – ковры с большим центральным медальоном и выраженным контрастом между темным бордюром и светлым основным полем, хотя встречаются самые разные орнаменты и расцветки. Исфаханские ковры относятся к наилучшим и одним из самых дорогих персидских ковров ручной работы. Орнамент , как правило, растительный, в рисунке чаще всего встречаются сочетания голубого, розового и темно-синего цветов, не редок фон цвета слоновой кости. Иногда при изготовлении ковра используется пряжа 15 и более цветов. Большинство ковров из Исфахана – шерстяные на основе из хлопка, однако здешние мастера создают и великолепные шелковые ковры, которые по праву конкурируют с коврами Кума. В мастерских Исфахана используется персидский узел. Диапазон плотности здешних ковров – от 200 тысяч до 1,1 миллиона узелков на квадратный метр, создаются ковры и более высокой плотности. Единичные экземпляры достигают плотности в 4 миллиона узлов – такие делаются только под заказ и в течение нескольких лет. Больше всего делается ковров небольшого размера – 1 на 1,5 метра, и 1,5 на 2 метра. Несмотря на нововведения, мастера Исфахана старательно подчеркивают и «связь времен» - в частности, тем, что часто копируют старые ковровые орнаменты в новых изделиях. А в последнее время в Исфахане охотно плетут ковры с изображением романтических сцен из произведений Омара Хайяма.

Так выглядят знаменитые персидские ковры из Исфахана

Продолжение следует....

 
SkellДата: Воскресенье, 18.04.2010, 23:30 | Сообщение # 3
ОСНОВАТЕЛЬ ГОРОДА
Группа: Администраторы
Сообщений: 16785
Статус: Отсутствует
Чачть певая. ПЕРСИДСКИЕ (ИРАНСКИЕ) КОВРЫ
(Продолжение №1)

Тебриз (تبریز)
По легенде, на месте Тебриза располагался библейский Эдем.
Тебриз - город с населением 1,4 миллиона человек у озера Урмия в Иране, административный центр иранской провинции Восточный Азербайджан. В городе основной состав населения составляют азербайджанцы, после них следуют персы, курды и другие национальности. Население говорит как на азербайджанском, так и на персидском языках. Четвертый по величине город Ирана.
Город трижды был разрушен (в 858 году, 1041 году и 1721 году) из-за мощных землетрясений, а также сильно пострадал в ходе боевых действий во время Ирано-иракской войны 1980-1988 гг.
Тебриз является вторым по значению промышленно-индустриальным городом Ирана. В городе расположена сеть профильных заводов и фабрик Иранской тракторостроительной компании "Тебриз Мохсен", составляющей ядро машиностроительной индустрии Ирана, филиалы которой действуют во многих городах страны и зарубежом. В городе расположены также нефтеперерабатывающий, химический и цементный заводы. Развита легкая и текстильная промышленность, функционирует ковроткаческая прядильная фабрика.

ПАНАРАМА ТЕБРИЗА

Тебризские ковры
Традиционными сюжетами для персидских ковров являются, как правило, орнаменты. В школе Тебриз фоном для них остаются кремовый, красный или синий цвета.
Сюжетно-тематические ворсовые ковры, характерные для тебризской школы считаются наиболее сложными по происхождению мотивов и образов. Темы на этих коврах часто навеяны творениями великих поэтов Востока, на них можно встретить изображения соколиной охоты или грозного льва. Ковры из Тебриза можно сразу узнать по орнаменту - медальоны в центре и по углам. Медальон в центре ковра символизирует луну, а узор из ромбов с зазубренными листочками по краям - чешую рыб, которые в час полнолуния поднимаются к поверхности воды, чтобы полюбоваться отражением луны.

ТОРГОВЛЯ КОВРАМИ

Известны также тебризские ковры-картины, где изображены фрагменты дворцов и мечетей, сцены битв. Часто на создание того или иного узора ковра мастера вдохновляли обложки старинных книг, расписанных вручную. Эти ковры хорошо смотрятся в богатых интерьерах и в больших помещениях, площадь которых не меньше 50-70 кв.м.

Так выглядят знаменитые персидские ковры из Тебриза

Продолжение следует...

 
SkellДата: Воскресенье, 18.04.2010, 23:30 | Сообщение # 4
ОСНОВАТЕЛЬ ГОРОДА
Группа: Администраторы
Сообщений: 16785
Статус: Отсутствует
Чачть певая. ПЕРСИДСКИЕ (ИРАНСКИЕ) КОВРЫ
(Продолжение №2)

Кум (قم)
Одним из удивительнейших городов мира является в наше время довольно небольшой город Кум. Это родина Исламской Революции - беспрецедентного в двадцатом веке, да и во всей человеческой истории события, к которому можно по-разному относиться, но которое безусловно заслуживает пристального интереса в общемировом масштабе. Кум сегодня считается религиозным центром страны и одним из самых известных центров ковроделия. Кум существовал еще в домусульманскую эпоху, но все же считается, что он возник уже после принятия ислама. После раскола мусульман на суннитов и шиитов сюда начали съезжаться последние, спасаясь от преследования суннитских халифов омейадской и абассидской династий, которые правили в 8-12 в.в. Несколько раз эти правители (в частности, убийца имама Резы халиф Мамун, а потом и его сын) направляли сюда войска и сжигали город дотла. Самое интересное, что можно увидеть в Куме - яркие, красочные религиозные мистерии, собирающие со всего Ирана и других стран тысячи паломников. Это действительно незабываемое зрелище.

КУМ. Площадь


Кумские ковры
Купить ковер из Кума - значит, приобрести ковер выдающегося качества и красоты. Ковры из Кума известны необычным сочетанием цветов: они могут быть цвета слоновой кости, бежево-коричневыми и светло-зелеными с оттенком бирюзы (впрочем, последний встречается в персидских коврах крайне редко). Ворс шелковистый, низкий. Лучшие ковры Кума - шелковые. Причем из шелка выполнены и основа, и кромка, и ворс. Это тонкие, как платок, и очень пластичные ковры. Только в этой местности ткут шелковые ковры, в остальных - шерстяные или смешанные. Впрочем, ковры из чистого шелка - это редкость. Да и стоят они в несколько раз дороже, чем шерстяные. Обычно шелк добавляют к шерсти, чтобы придать ковру блеск, или вывязывают шелковой нитью отдельные элементы узора. В Куме делают совсем немного больших ковров, но если такие ковры делают, то работают над ними очень тщательно, несколько лет. В Куме нет орнаментов, считающихся традиционными для этого города - здешние дизайнеры и мастера не привыкли себя в чем-то ограничивать. При этом ковры из Кума часто "подписаны" мастером. В изображении преобладает разбивка поверхности на квадраты с растительным орнаментом внутри.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОВРОВ

Так выглядят знаменитые персидские ковры из Кума

 
SkellДата: Воскресенье, 18.04.2010, 23:30 | Сообщение # 5
ОСНОВАТЕЛЬ ГОРОДА
Группа: Администраторы
Сообщений: 16785
Статус: Отсутствует
КОВРОТКАЧЕСТВО
(Продолжение №3)

Чачть вторая. АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ КОВРЫ


Народное прикладное искусство Азербайджана и одна из его ветвей - ковроделие занимают особое место в истории национальной культуры. Наиболее широко распространенным видом народных ремесел является ковроделие, занявшее прочное место в быту азербайджанского народа и ставшее едва ли не символом народа. Ворсистые и безворсные ковры, украшенные различными узорами и изображениями, используются для украшения стен и мощения полов в землянках, палатках, юртах, а также жилых домах и других строениях, представляя большое эстетическое значение.
БАКУ. Панарама

Лучшие образцы ковров и ковровых изделий из Баку, Губы, Шамахи, Гянджи, Шеки, Газаха, Джавада и других уголков Азербайджана, демонстрировавшиеся на московской выставке "Москва-политехник" в 1872 году и на Общероссийской выставке промышленности и искусства 1882 года, были удостоены золотых и серебряных медалей. Значительную часть экспонатов международных выставок 1872 г. в Вене, 1911 г. в Турине, 1913 г. в Лондоне и Берлине, составляли ковры и ковровые изделия из Азербайджана.

Ковровое искусство Азербайджана отличается своими высокими художественными и техническими достоинствами, разнообразием безворсной выделки. Здесь представлены все образцы безворсных ковров, тогда как в ковроделии других стран такие образцы представлены в малом количестве. Исходя из этого, немецкий искусствовед Г.Роп в разделе "Кавказские ковры" своей книги "Восточный ковер" доказывает, что кавказские ковры возникли раньше азиатских и что лучшими на Кавказе являются безворсные ковры - килимы. Свое начало безворсные ковры, в целом ковровое искусство берет от первых простейших образцов - циновки, плетня, бурии,сумах.
Базар он и есть базар

Ковродельческие школы Азербайджана. По географической позиции, особенностям узоров, композиции, цветовому решению и техническим особенностям азербайджанские ковры условно делятся на 7 ковродельческих школ: Губинская, Бакинская или Абшеронская, Ширванская, Гянджинская, Газахская, Карабахская.
Изготовление ковров

Подробнее о ковроткачестве Азербайджана можно прочитать здесь:Особенности ковроделия в Азербайджане

Так выглядят ковры, изготовленные мастерами Азербайджана

Продолжение следует ....

 
SkellДата: Воскресенье, 18.04.2010, 23:31 | Сообщение # 6
ОСНОВАТЕЛЬ ГОРОДА
Группа: Администраторы
Сообщений: 16785
Статус: Отсутствует
КОВРОТКАЧЕСТВО
(Продолжение №4)

Часть третья. КОВРЫ НЕПАЛА (Тибета)

Королевство Непал, государство, расположенное в Гималаях между Индией и Тибетским автономным районом Китая. Площадь 147 181 кв. км.
На территории Непала выделяют две основные части: Гималаи и окаймляющие их с юга предгорные равнины – тераи.
Самую возвышенную часть страны образуют Большие Гималаи, где находятся вершины-«восьмитысячники» Джомолунгма (8848 м).

До 1951 Непал был автократическом государством, где король находился под большим влиянием феодальной знати. Лишь в результате дворцового переворота 1950 непальскому монарху удалось восстановить свои права и установить правление, которое было поддержано населением страны. В 1990 главные из партий – Непальский конгресс и Коммунистическая партия – организовали уличные демонстрации, что вынудило короля снять 29-летний запрет на деятельность политических организаций. Король утвердил новое правительство, в которое вошли представители Непальского конгресса и коммунистов. 9 ноября 1990 была обнародована новая конституция, которая существенно ограничивала королевские права. Исполнительная власть передавалась премьер-министру и его кабинету, которые были подотчетны нижней палате парламента, избираемой прямым голосованием и состоящей из 205 депутатов.
Столица Непала Катманду — красивый и очень древний город, которому покровительствуют боги.
Он просто перенасыщен историческими и религиозными ценностями — храмами, дворцами и святилищами.

Храмы

Панорама Катманду

В Непале ковры плетут лишь с 1959 г., точнее говоря - с момента бегства Далай-ламы и сопровождавших его тибетцев в гималайское государство. Заботу о беженцах взяла на себя тогда швейцарская благотворительная организация, и под руководством привлеченного импортера Jolten-Maritz из Цюриха в 1966 году было положено начало изготовлению изгнанниками ковров традиционного рисунка, соответствующих тибетским традициям. Если раньше эти ковры продавались как непалотибетские, то сегодня их называют просто непальскими коврами.

Техника плетения имеет тибетские корни. При плетении вокруг прутка завязывается как бы последовательность непрерывных узлов, так что в горизонтальном направлении образуется ряд петель. После того как пруток полностью покрывается узлами, петли подрезаются сверху, и ворс расправляется. В узоре и стиле проявляются исходные китайские и восточно-азиатские влияния, в них отражается плоскостность обычного китайского плетения.

Изготовление ковров

Так выглядят ковры, изготовленные мастерами НЕПАЛА

Продолжение следует ....

 
SkellДата: Воскресенье, 18.04.2010, 23:31 | Сообщение # 7
ОСНОВАТЕЛЬ ГОРОДА
Группа: Администраторы
Сообщений: 16785
Статус: Отсутствует
КОВРОТКАЧЕСТВО
(Продолжение №5)

Часть четвертая. КОВРЫ МОЛДАВИИ

В этой стране, называемой солнечной, солнце светит особенно долго и ярко. Здесь выращивают около 30 сортов винограда, а почвы Молдовы — лучшие в мире черноземы.Расположена в Юго-Восточной Европе, в основном в междуречье Прута и Днестра. На западе по реке Прут граничит с Румынией, на востоке и юге — с Украиной.


Молдавия — член СНГ со дня его основания (1991 г.). Она имеет тесные экономические и политические связи со многими странами мира. Ее продукция поставляется в более чем 50 государств. Основные внешнеторговые партнеры — Россия, Украина и другие страны СНГ.
Молдавия наших дней — это страна быстро развивающейся экономики на базе агропромышленной интеграции производства. В структуре национального дохода 38% (1991) приходится на промышленность, 42% — на сельское хозяйство. Ведущая отрасль — пищеобраба-тывающая; основные подотрасли — винодельческая, плодоовощная, сахарная, молочная и мас-лосыродельная. Молдавия — крупнейший район производства фруктовых и овощных консервов. Сахарная промышленность сконцентрирована в северной части, где выращивается сахарная свекла. Заметное место в структуре пищевой промышленности принадлежит молочной и масло-сыродельной отраслям.Важное место в экономике занимают также электроэнергетика, машиностроение, металлообработка, производство цемента, трикотажа, микробиологическая промышленность

Кишенев

Молдавия — республика. Глава государства — президент, пост которого учрежден в 1990 г. Законодательный орган — однопалатный парламент. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром. Крупнейшие политические партии: блок «За демократическую и процветающую Молдову», Партия коммунистов Молдовы и др. Административно территория страны разделена на 30 районов, однако принято решение о новом административно-территориальном делении — на 10 уездов.

Ковроткачество
Молдавские ковры «килимы» упоминаются в описаниях путешественников уже с 16-го века, а в 19-ом веке молдавские ковры получили известность и за пределами Молдавии.
Изготавливаются молдавские ковры из чистой овечьей шерсти, они мягкие на ощупь и отличаются повышенной износоустойчивостью. Ковроткачество развито в разных частях Молдавии, причем каждый район характеризуется своими излюбленными цветовыми сочетаниями и рисунками.
Цветовые сочетания молдавских ковров спокойные и гармоничные. Обычно используется 7-8 основных цветов. Ковры могут быть украшены геометрическим, растительным, зооморфным или антропоморфным узором. Часто рисунок настолько стилизован, что трудно догадаться о его значении. Традиционно наиболее популярны геометрические и растительные узоры, особенно стилизованная виноградная лоза и гроздья.
Молдавские ковры выпускаются нескольких видов, что связано с традиционным типом молдавского дома. В обстановке молдавского дома всегда было много скамеек, расставленных вдоль стен всей комнаты, которые традиционно покрывались коврами. Небольшие коврики вешали на стены позади скамеек. Кроме этого, были большие настенные узорчатые ковры, напольные дорожки, прикроватные коврики и ковровые тканые покрывала на кровати и сундуки.
Молдавские ковры могут иметь четырехстороннюю, двухстороннюю кайму, или изготовляться без каймы. Рисунок каймы не повторяет основной рисунок ковра. Несмотря на это, в целом ковер выглядит гармонично и сбалансировано.
Длина и плотность ворса может быть разной, очень популярны рельефные молдавские ковры. .

Так выглядят ковры, изготовленные мастерами МОЛДАВИИ

Овальные ковры

Окончание следует ....

 
SkellДата: Вторник, 20.04.2010, 00:31 | Сообщение # 8
ОСНОВАТЕЛЬ ГОРОДА
Группа: Администраторы
Сообщений: 16785
Статус: Отсутствует
КОВРОТКАЧЕСТВО
(Часть пятая)

Часть пятая. КОВРЫ КИТАЯ


Китайские ковры ручной работы насчитывают более, чем 2,5 тысячелетнюю историю и являются неотъемлемой частью культуры страны. Изготавливая сложнейшие шелковые ковры, Китай стал родоначальником ковроткачества в Персии, Индии, а потом и Турции. Первые китайские ковры ручной работы изготавливались из самых различных материалов. В ход шли и бамбук, и овечья шерсть (а также шерсть горных козлов), и, конечно же, натуральный шелк, из нитей которого на свет появлялись самые дорогие и самые красивые китайские ковры ручной работы.

Испокон веков ведущими и наиболее крупными провинциями Китая, специализировавшимися на производстве ковров, являлись Канзу, Кашгар, Пао-Тоу, Хотан и Ярканд. Однако, каждая из этих провинций славилась определенными видами ковровых покрытий, что позволяло Китаю предложить всеми миру ковры на любой вкус, цвет и бюджет. Горные районы на севере Китая стали родиной шерстяных ковров, что вполне объяснимо местоположением: в горах китайцы разводили овец, коз и верблюдов, шерсть которых являлась прекрасным материалом для ковроделия. Несмотря на то, что шерстяные ковры китайские не получили столь широкого распространения, как их главные конкуренты – ковры из шёлка, тем не менее они всегда считались показателем благосостояния китайцев. Надо отметить, что популярность китайских ковров из шерсти не угасала никогда: высокое качество и великолепное эстетическое исполнение высоко ценятся покупателями во всем мире. Кроме того, такие ковровые покрытия очень теплые, а посему всегда будут востребованы любителями тепла и ценителями комфорта и уюта в доме. Вот почему шерстяные ковры Китай по праву считает своим народным достоянием. Шерстяные ковры китайские не выцветают на протяжении очень долгого времени, сохраняя свой первоначальный эстетически привлекательный вид.

Шелковые китайские ковры ручной работы действительно завоевали весь мир. Они служили и служат лучшим образцом для подражания, но между тем, до сих пор сохраняют свою уникальность и оригинальность. Шелковые ковры китайские считаются самыми ценными, а точнее бесценными, в мире, и очень высоко ценятся не только коллекционерами, но и любителями неподдельной роскоши. В отличие от персидских ковров, шелковые ковры Китая характеризуются гораздо более высокой плотностью. Кроме того, из шелка изготавливается не только ворс ковра, но и его основа. Гордостью китайских мастеров является уникальное свойство создаваемых ими ковров, которые могут менять сотни оттенков при взгляде на них под различным углом света. Несколько веков спустя турецкие ткачихи умело переняли опыт китайцев, и теперь демонстрируют свои ковры, переливающиеся в лучах света. Как известно, китайские ковры ручной работы, выполненные из натурального шелка всегда прохладны на ощупь, но очень хорошо способны удерживать тепло. Это свойство сохранили и нынешние современные ковры Китая, изготовленные уже не вручную, а в фабричных условиях. Что же касается узоров, то сегодня китайские мастера перенимают и опыт ближайших конкурентов – турков, молдаван, иранцев (бывших персов), а ценовая политика порадует даже семьи со средним достатком, делая утонченную красоту Востока доступной всем.

Ковры работы мастеров Китая

 
SkellДата: Вторник, 20.04.2010, 00:33 | Сообщение # 9
ОСНОВАТЕЛЬ ГОРОДА
Группа: Администраторы
Сообщений: 16785
Статус: Отсутствует
КОВРОТКАЧЕСТВО
(Часть шестая)

Часть шестая. КОВРЫ ИНДИИ


Современная Индия относится к числу крупных производителей ковров ручной работы. Рынок ковров не относится к числу самых открытых и располагающих точной статистикой, однако, по некоторым данным, в 1998 году Индия экспортировала ковров на 500 млн долларов. Во многом производство ковров в Индии ориентировано именно на экспорт.
Основные центры производства ковров в Индии – Сринагар, Джайпур, Агра, Бадохи, Амристар, Мирзапур, Эллора и др. Многие индийские ковры делаются в персидской стилистике, причем под названиями тех стилей, которые они копируют. К примеру, ковер может называться «Индо-Исфахан» - это означает, что это ковер в стиле Исфахан, сделанный в Индии. Разумеется, индийские копии персидских ковров, так же как и пакистанские и персидские, уступают по качеству оригиналам и ценятся дешевле – причем это относится не только к городским, но и к племенным коврам.

Индийские ковры
Принято считать, что искусство ковроткачества в Индии зародилось в 16 веке под влиянием Персии во времена династии персидских сафавидов (1501 - 1722 г.г. н.э.). Позже индийские ковры начинают приобретать собственные черты и стилистические особенности.
Мощный подъем ковроткачество в Индии пережило во времена колониальной зависимости от Великобритании. Разрастались существующие центры ковроткачества, к ним добавлялись новые. Все они ориентировались тогда, (а также и сейчас) в первую очередь, на экспорт. К числу этих центров относится наиболее важный на данный момент (с точки зрения объема производства) регион вокруг Бадои/Варанази (прежде всего Бенарес), а также провинции Джайпур (джайпурские ковры), Амритсаре, Агра (известные индийские ковры «Агра») и штат Кашмир (кашмирские ковры). Продукция последнего продается также под именем Шринагара (столицы Кашмира).

Кашмирские ковры ткутся из шерсти, мерсеризированного хлопка (арт-шелк), шелка, как в чистом виде, так и в различных пропорциональных соотношениях.
При классификации индийских ковров по плотности и размерному ряду, как и раньше, используется английская мера длины. Ручное производство индийских ковров ( например, кашмирские ковры) основано преимущественно на использовании персидского типа узла.
Следует обратить внимание не только на технологические составляющие изготовления индийского ковра ( например, плотность узлов ) , но и на качество сырья ( шелк, шерсть).Для ручного изготовления эксклюзивных ковров и ковров высокого и среднего уровня используется шерсть из Новой Зеландии, отличающаяся своей мягкостью и эластичностью. Местная шерсть несколько щетиниста и жестковата.
В последнее время в мире очень популярны кашмирские шелковые ковры. Они, при сравнительно невысокой стоимости и достаточно высоком уровне качества, успешно конкурируют с персидскими коврами.

Ковры работы мастеров Индии

 
SkellДата: Вторник, 20.04.2010, 00:34 | Сообщение # 10
ОСНОВАТЕЛЬ ГОРОДА
Группа: Администраторы
Сообщений: 16785
Статус: Отсутствует
КОВРОТКАЧЕСТВО
(Часть седьмая)

Часть седьмая. КОВРЫ ПАКИСТАНА


Традиция ковроткачества имеет многовековую историю. Ткачество было развитой формой искусства в Махенджо-Даро 4-5 тыс. лет назад.
Карачи и Лахор — главные центры по производству высококачественных, изящных ковров. Ковры ручной работы, сотканные в Лахоре в XVI в. выставлены в музеях Лахора и других стран. Ковры характеризуются геометрическими узорами, в отдельных случаях встречаются также растительные узоры, сюжетные орнаменты и турецкие рисунки.
Текстильные изделия мастеров из Синда и Белуджистана, такие как покрывала и шали, славятся своей вышивкой с зеркалами. Небольшие зеркала нашивают на ткань, что превращает изделие в сверкающий шедевр.

Пакистанские предприятия по плетению ковров с самого начала изготавливали ковры в двух различных вариантах качества и формы плетения. В этой связи различают не расслоенное (параллельное) плетение и расслоенные ковры.
Изделия нерасслоеного (одноуровневого) плетения характеризуются геометрическими узорами в духе бухарских образцов; в отдельных случаях встречаются также цветочные узоры, предметные мотивы и турецкий узор "саф". Нерасслоенные ковры являются мягкими и нежными, они значительно дешевле расслоенных (двухуровневых). Изделия наилучшего качества плетутся без исключений из импортной шерсти (преимущественно новозеландской).
Узоры современных расслоенных ковров примерно повторяют излюбленные узоры монгольских властителей. Эти узоры основываются, в свою очередь, на персидских мотивах, так что расслоенные плетенные ковры в большинстве случаев называются также в торговле коврами с персидским узором. Расслоенные пакистанские ковры характеризуются "древесной" жесткостью, их довольно трудно согнуть.

Для пакистанских ковров не существует определенной привязки к областям происхождения, вследствие чего классификация может быть осуществлена
только по параметрам качества (плотности узлов). Они отличаются от персидских ковров более мягкими пастельными тонами и часто представляются более светлыми
Поскольку в Пакистан эмигрировало много мусульман из Кашмира, в этой стране производятся также изделия кашмирского плетения, которые нельзя отличить от оригиналов. Но это не оправдывает сбыт изделий бухарского плетения, а также и цветочных узоров, под видом кашмирских ковров с использованием их высокого реноме.

Новой звездой на ковровом небосводе является так называемые "чичин" или "чапбафф" / "чапабафф", изготавливаемые в лагерях афганских беженцев на севере Пакистана. Эти ковры ручного плетения представляют собой новую самобытную группу, имеющую в настоящее время огромный спрос на рынке. Хотя эти новые произведения искусства принадлежат в этническом и культурном плане различным народностям Афганистана, с точки зрения торговой политики они являются пакистанским и имеют, как следствие, пакистанские свидетельства о происхождении товара.

Торговля ведется, в основном, в Лаоре и Карачи, а в последнее время еще и в Пешаваре, но там продаются исключительно работы афганских беженцев.

Ковры работы мастеров Пакистана

 
SkellДата: Вторник, 20.04.2010, 00:35 | Сообщение # 11
ОСНОВАТЕЛЬ ГОРОДА
Группа: Администраторы
Сообщений: 16785
Статус: Отсутствует
КОВРОТКАЧЕСТВО
(Часть восьмая)

Часть восьмая. КОВРЫ АФГАНИСТАНА


Традиции афганского ковроткачества имеют длинную историю, его корни теряются в далеком прошлом. Искусство изготовления афганских ковров передавалось из поколения в поколение. И ковры, и подобные им изделия ткались только для домашнего использования, и юные девушки учились искусству ковроткачества в доме своих родителей в процессе работы над своим приданным. Приданное состояло из ковров, одеял, подушек, занавесок и т. д. Ковры из Афганистана своей натуральной красотой и качеством снискали себе мировую славу.

Афганские ковры, если рассматривать их в общих чертах, довольно однообразны: кроме шелковых ковров, все плетеные ковры изготавливаются на тканевой основе из шерстяной пряжи (основа и уток). Ковры тонкой работы плетутся иногда с использованием шелковых нитей основы и шелковых уточных нитей. Чисто шелковые маленькие коврики - большей частью кабульские - достигают плотности плетения до 750.000 узелков на м2.
Афганские ковры «Алтиболак».Алтиболак – это деревня в районе Андкхой (провинция Фаряб). Ныне ковры Алтиболак ткутся и в других деревнях этого района, например, в Карамкуле, Даулатабаде . Коричневая шерсть или верблюжья шерсть используются иногда для контраста. Алтиболак также известен такими предметами, как Jowals и Khorgins. Число узлов составляет от 200 000 до 300 000 на кв.м.
Ковры Андкхой исконно ткались в основном различными подгруппами народа Эрази. Используется каракулевая шерсть, частично натурального цвета, частично окрашенная. Ковры имеют более насыщенный орнамент, чем ковры Даулатабад и Алтиболак. Наряду с тардиционными мотивами, такими как узоры Акхал и Маури, в коврах Андкхой используется целый ряд других элементов орнамента. Кроме того, известны такие традиционные узоры, как Sulaiman, Qaba Seqal, Chegger, Charchangeu, Omar, Chequer. Центральное поле на коврах Андкхой преимущественно красное, также существуют ковры с темно-синим центральным полем. Ковры Андкхой состаляют почти 12-15% афганского экспорта ковров. Их плотность узлов достигает 150 000 – 270 000 на кв.м
Ковры «Ахча» составляют почти третью часть всего афганского экспорта. Они ткутся народм Эрази в 2 провинциях: Саманган и Кундуз. Для всех этих ковров используется каракулевая шерсть, которая окрашивается в оттенки красного, коричневого, индиго и черного цветов. Обычно ковры «Ахча» красные, иногда по особому желанию клиентов делаются в других тонах, так например, центральное поле делают в цветовой гамме от светло-коричневых до золотисто-желтых оттенков или также с темно-синим центральным поем и светло-желтым узором. На некоторых современных коврах используют зеленый цвет для деталей узора. Ковры имеют плотность узлов 150 000 – 240 000 на кв.м

Ковры «Мазари-Шариф». Наряду с провинциями Балк и Бармасид, где в первую очередь производят ковры «Маури» и «Сарук», Мазари – Шариф является следующим по значению центром производства афганского ковра. Ковры, производимые здесь, демонстрируют в основном традиционные узоры с лентой из геометрических фигур. В Мазари-Шарифе также ткутся ковры «Парда» в различных исполнениях. Исконно используются цвета от светлого до темно-красного с узорами глубокого индиго, белого и оранжевого. Плотность узлов в коврах Мазари-Шарифа составляет 160 000 – 240 000 на кв.м
Ковры «Балутш» в основном относятся к коврам с низкой категорией качества, несмотря на это, среди них встречаются весьма хорошие ковры. Их производство расположено на самом западе Афганистана от провинций Фарах и Нимроц на юге до Бадгисат и Фаряб на севере. Но лучшие образцы производятся в Херате.
Некоторые узоры имеют темно –синее центральное поле, которое практически полностью покрыто основным мотивом красного, оранжевого и желтого цветов. Красящие вещества, применяемые в некоторых регионах, не всегда прочные и могут довольно быстро выцветать. Коричневый цветовой оттенок, контрастирующий с узорами цвета слоновой кости или верблюжьей шерсти, применяется в отдельных образцах афганских ковров «Балутш». Для молельных ковров довольно часто применяется мотивы в виде мечети, листьев и древа жизни. Число узлов достигает от 70 000 до 420 000 на кв.м.

Афганские ковры «Кварквин» ткутся из натуральной или окрашенной каракулевой шерсти и составляют только 2 % афганского экспорта ковров. Наиболее распространенный мотив – это ступни слона, причем все узоры выполнены в глубоком индиго, черном или сером на светло-красном фоне.
Также довольно часто встречаются и другие узоры. Структура этих ковров относительно легкая, потому что для них используется меньше пряжи(ниток), чем для большинства других афганских ковров. Плотность узлов для экспортируемого качества составляет 70 000 – 150 000 на кв.м
Афганским коврам «Чоби»(или «Чуби») характерна ненасыщенная растительная орнаменталистика . В этих коврах преимущественно используются сочетание мягких оттенков. Афганские ковры «Чоби» имеют высокие эксплуатационные характеристики, хотя у них невысокая плотность узлов из-за использования нитей веретеной (домашней) крутки.В этих коврах соблюдены старинные проверенные веками технологии окрашивания ниток в натуральные красители, вследствие чего, ковры «Чоби» не боятся современных методов химчистки.

Ковры работы мастеров Афганистана

 
SkellДата: Вторник, 20.04.2010, 00:36 | Сообщение # 12
ОСНОВАТЕЛЬ ГОРОДА
Группа: Администраторы
Сообщений: 16785
Статус: Отсутствует
КОВРОТКАЧЕСТВО
(Часть девятая)

Часть девятая. КОВРЫ МАРОККО


В кругах специалистов долго дискутировался вопрос о том, следует ли вообще относить ковры из стран Магриба Марокко числу восточных ковров. В конце концов, даже само слово "магриб" означает в переводе "запад", а не "восток". Но поскольку узор этих ковров имеет выраженный восточный характер, а искусство их плетения распространилось с введением в Марокко ислама, - причем до конца не ясно, не существовало ли оно там еще до того, - марокканские узелковые и тканые ковры также отнесли к числу восточных ковров.

Говоря о марокканских коврах, обычно имеют в виду мануфактурные ковры, корни которых восходят к участию алжирских производителей ковров, прекрасно подходили к рустикальскому стилю обстановки 70 - х и 80 - х годов, что привело тогда к уникальному подъему марокканской ковровой промышленности: в кульминационной фазе в Германию импортировалось более 1,5 млн. м2. Но с начала 90 - х годов объем импорта стал снижаться. Причиной тому послужили, в частности, снижение стандартов качества и интенсивная конкуренция со стороны непальских производителей.

Вот уже несколько лет министерство торговли, промышленности и художественных промыслов пытается в лице своего отделения Maison de l` Artisan противодействовать такой тенденции. Однако его усилия концентрируются не столько на бежевых мануфактурных коврах, сколько главным образом, на исконных плетеных и тканых изделиях этой страны. На немецком, как, впрочем, и на международном рынке эти текстильные изделия продавались до сих пор в очень небольшом количестве. Определенное значение они приобрели в начале десятилетия только на французском рынке.

Исконные марокканские ковры отличаются оригинальностью и приветливым, "беспечным" внешним видом. Впрочем, немецкие импортеры сомневаются в том, что они сумеют завоевать существенный сегмент рынка, - для среднего немецкого конечного потребителя они, пожалуй, слишком пестры: нынешняя тенденция оформления интерьеров характеризуется спокойными, немногочисленными узорами и цветами. Так что эти ковры не являются предметом интереса тех звеньев торговой цепи, которые ориентируются на большие объемы, но при этом они могут, пожалуй, занять свою нишу среди эксклюзивных товаров, предлагаемых специализированными торговыми организациями, - легко представить себе бросающиеся в глаза узелковые или тканые ковры в виде характерных цветных пятен в интерьере однотонных в остальном помещении; в таком случае речь должна идти о ценных изделиях.
Традиционные марокканские ковры изготавливаются преимущественно берберскими, но также и некоторыми арабскими племенами. В общей сложности насчитывается 22 племени, занимающихся плетением ковров, расселенные, главным образом, южнее городов Мекнес и Фес, на северо - восток от Маракеша и на юго - восток от Урзазата.

Цвета и узоры кустарно изготавливаемых текстильных изделий зависят, с одной стороны, от традиций, техники изготовления, и местных особенностей, но, с другой стороны, еще и от художественного самовыражения вязальщиц. Последнее в очень значительной степени определяется их верой в добрые силы, духов и дурной глаз. Центральным мотивом узора марокканского ковра является ромб: ему приписывается функция зеркала, отражающего недобрый взгляд.
Цвета также имеют в берберской культуре мистическое значение: например, желтый цвет обладает оберегающей мистической силой, красный защищает от дурного глаза, обладает волшебной силой и целебным эффектом. Именно эти цвета являются превалирующими.
Плетение осуществляется с использованием как персидских, так и турецких узелков. Термин "двойное" (double) не означает, что речь идет о двукратно завязанном или двойном узелке, а говорит лишь о том, что при плетении прокладывается сдвоенная нескрученная пряжа.

Ковры работы мастеров Марокко

 
SkellДата: Вторник, 20.04.2010, 00:37 | Сообщение # 13
ОСНОВАТЕЛЬ ГОРОДА
Группа: Администраторы
Сообщений: 16785
Статус: Отсутствует
КОВРОТКАЧЕСТВО
(Часть десятая)

Часть десятая. КОВРЫ ТУРЦИИ


Свою неповторимую историю, рисунок, узел, символ имеет каждый турецкий ковер. Главные цвета в турецких коврах - это красный, символизирующий богатство, желтый - бережет от неудач, голубой - цвет величия и благородства, зеленый - цвет рая и черный, помогающий разрешить жизненные трудности.
Хотелось бы выделить несколько центров ковроткачества находящихся в Турции, которые имеют свои особенности в методике выполнения, орнаменте и цвете ковров. Это Бергама, Анталья, Таспинар, Ладик, Конья, Кайзери, Хереке. Причина отличия турецких ковров одного города от другого, прежде всего, связано с различным качеством шерсти и других исходных материалов. Взаимные браки, инструкции торговцев, переселение мастериц и другие влияния, которым подвержены ткачихи, привели к тому, что орнамент меняется, а цвет или стиль плетения остаются неизменными. Как правило, орнаменты варьируются от растительного, до сложного геометрического. По составу турецкие ковры могут быть шелковыми, шерстяными и на хлопчатобумажной основе. Если изучить историю ковроткачества, то в определении места происхождения тканого изделия могут помочь орнамент, цвет, качество шерсти и стиль плетения. Самый надежный диагностический признак - орнамент. Излюбленный мотив свойственный исключительно турецким коврам - орнамент в виде стилизованных тюльпанов, считавшихся цветами, достойными султана.

История турецких ковров поистине уникальна, самые первые турецкие ковры датируются XIII в. Начиная с XIV в. изделия турецкого ковроткачества стали особо популярны в Европе, началась активная их экспортировка. В аристократической среде того времени становится модным украшать интерьеры экзотичными турецкими коврами. Если внимательно рассматривать старинные картины, то турецкие ковры можно увидеть на картинах европейских художников. Английский король Генрих VII позировал Гольбейну на турецком ковре. Самые древние ковры в Турции сегодня можно увидеть в Музее турецкого и исламского искусства в Стамбуле, а также в Музее Коньи.

Шерстяные ковры во все времена выступали как одно из величайших достояний турецкого декоративного искусства. Создание шерстяных турецких ковров является кропотливой и очень интересной работой, все тонкости которой могут постичь только самые трудолюбивые и терпеливые ремесленники, обладающие настоящим художественным даром для создания шерстяного ковра.

Ковры, сотканные из шерсти, окрашенной растительными красками, выполненные традиционным орнаментом именно такие ковры больше всего ценятся современными коллекционерами. Растительные краски обладают теплым, уютным, светящимся, даже можно сказать магнетическим блеском, с которым не может сравниться ядовитая монотонность синтетических красок.
Конструктивное отличие турецких ковров от других это его знаменитый особенный узел, который не без основания считается более прочным, чем персидский. Каждый узел в турецком ковре является двойным, то есть шерсть или шелк в нем закручены вокруг двух нитей основы соответственно, повышается плотность и долговечность ковра. При завязывании турецкого узла, пряжа обкручивает с разных сторон две соседние нити основы и оба конца пряжи выходят на поверхность ковра рядом. Таким узлом плетут ковры в Турции, на Кавказе и в некоторых областях Ирана. Этот традиционный узел делает плетение турецких ковров более прочным и долговечным. Развешанные по стенам и разостланные на полу, турецкие ковры издавна считались символом роскоши, богатства, вкуса и власти.

Ковры работы мастеров Турции

 
SkellДата: Вторник, 20.04.2010, 00:38 | Сообщение # 14
ОСНОВАТЕЛЬ ГОРОДА
Группа: Администраторы
Сообщений: 16785
Статус: Отсутствует
КОВРОТКАЧЕСТВО
(Часть одиннадцатая)

Часть одинадцатая. КОВРЫ ЕГИПТА


Ковры Египта датируются 6-9 веками н.э. и по своей стилистике и фактуре распадаются на две отдельные группы. Известнейшие образцы ткачества включают как ворсовые, так и гладкие ковры, выполненные в гобеленовой технике с разрезанными кромками. Такие ковры называют «килимами» в Турции, «паласами» на Кавказе и «гилемами» в Иране.
В наших магазинах представлена продукция египетской фабрики «Oriental Weavers». Фабрика «Oriental Weavers» по праву считается крупнейшим производителем ковров машинной выделки – предлагает необычайно красивые коллекции восточных ковров. Все ковры изготавливаются на основе хлопка. В производстве всех ковров применяется крученая полипропиленовая нить «Хит Сет Олифин» - экологически чистый материал высокого качества. В эту нить «Хит Сет Олифин» при изготовлении добавляются антистатические, грязезащитные, противовоспламеняющиеся и противомолевые пропитки, благодаря этому ковры полностью сохраняют свою форму и не сминаются, а также практически совсем не теряют свои технические показатели в процессе эксплуатации

В отличие от ковров Марокко и Турции, египетские ковры не так известны. Ковры, сотканные из верблюжьей шерсти, с коричнево-бежевыми полосами, продаются на узких крытых улицах, идущих к югу от Эль-Гурии в Исламском Каире, а также в некоторых магазинах, торгующих изделиями ручной работы. Возможно, большей оригинальностью отличаются ковры, принадлежащие школе «Висса-Вассеф», художественный и учебный центр которой расположен на дороге, ведущей в Саккару.
Ковры Египта датируются 6-9 веками н.э. и по своей стилистике и фактуре распадаются на две отдельные группы. Первую группу ковров называют антинойской ( по фрагменту, который хранится в музее метрополитен в Нью-Йорке). Они отличаются широкой цветовой гаммой и выполнены с асимметричными узлами «сенна». Ковры второй группы имеют геометрический узор и выполнены в петельной технике переплетения за одну нить основы или коптского узла. Законченный образец ковра со «звериным» орнаментом, находится в мемориальном художественном музее Де Янга в Сан-Франциско и датируется 9 веком.

Что касается турецких ковров то среди них можно выделить: ранние анатолийские ковры, родовые и деревенские ковры, ранние ковры распада Оттоманской империи. Большинство ковров анатолийской группы имеют компактный узор в виде решётки, многие окаймлены абстрактным бордюром, стилизованным под куфскую вязь. Ковры выполнены в технике симметричных узлов и ткались исключительно из пряжи с правой круткой Z. Говоря о родовых и деревенских коврах следует иметь в виду , что Турция в прошлом как и теперь, состоит из маленьких деревень, в каждой из которых есть своя мечеть. Важной частью соблюдения религиозных обрядов в Турции всегда были благочестивые пожертвования. Поэтому сохранились сотни, даже тысячи очень древних ковров ручной работы, которые никогда не экспортировались в Европу. Турецкие образцы ткачества включают как ворсовые, так и гладкие ковры, выполненные в гобеленовой технике с разрезанными кромками. Такие ковры называют «килимами» в Турции, «паласами» на Кавказе и «гилемами» в Иране. Ранние ковры Оттоманской империи отличаются двумя известными типами узора. Их называют узорами в стиле «больших полотен Гольбейна» и «малых полотен Гольбейна», потому что узор ковров напоминает работы этого художника.
И в настоящее время специалисты спорят о том, где ткались ковры, в Египте или Турции, тем более что одни ковры были на шёлковом грунтовом переплёте, а другие, более грубой выделки, - на шерстяной основе. Однако всегда использовалась пряжа с левой круткой S , что характерно для египетских ковров. Во дворце Питти во Флоренции находится образец ковра из собрания Медичи начала 17 века, который в современных записях значится как «каирский ковёр». Споры вызваны тем, что в 1517 году турки захватили Египет. И египтяне, которые ткали ковры в стиле «мамелюк», названном в честь правителя, которого свергли турки, продолжали уже ткать в стиле «дворцового» искусства Оттоманской империи. В результате был создан новый стиль - начали ткать каирские турецкие ковры с «цветочным» и «лиственным» орнаментом разной формы. Вот такие характерные черты истории вида ковров стран восточного средиземноморья.

Ковры работы мастеров Египта

 
SkellДата: Вторник, 20.04.2010, 00:39 | Сообщение # 15
ОСНОВАТЕЛЬ ГОРОДА
Группа: Администраторы
Сообщений: 16785
Статус: Отсутствует
КОВРОТКАЧЕСТВО
(Часть двенадцатая. Окончание)

Часть двенадцатая. КОВРЫ УКРАИНЫ (Гуцульские "лижники")


В Карпатах ткут из овечьей шерсти ковры-лижники. Лижники в гуцульском доме - это и одеяло, и накидка, и украшение, и постель. До сегодняшних дней в Карпатах ткут лижники по старинной технологии.

Здесь издавна люди занимались овцеводством. Они научились обрабатывать овечью шерсть и находили ей самое разное применение.
Все начинается с подготовки овечьей шерсти для ткачества. Ее тщательно моют, чистят, расчесывают. А потом с помощью прялки и веретена из нее делают пряжу - толстые ворсистые нитки. Если необходимо - их красят. Когда шерсть готова, натягивают на варстат (деревянный ткацкий станок) нитяную основу будущего лижника и принимаются ткать.

Мастерица заранее знает, какой узор будет на лижнике. Узоров у ворсистых ковров немало - сливовый, российский, кривой, очкатый, вуставковый, "кавалерские очи". Все они, как правило, геометрические, строятся из крупных и мелких ромбов, полосок, крестов, четырехугольников. Лижники не многоцветны. Чаще других встречаются серый, белый, черный, бордовый, красный цвета.
Меня уверяли, что хорошая лижникарка за день может выткать ковер. Кстати, лижники, как правило, имеют стандартные габариты: ширина - полтора метра (зависит от размера варстата), длину можно сделать любую, обычно она немногим больше двух метров.
Вытканное полотно мастерица снимает со станка и несет к горной реке. Там под водопадом на дне укреплена деревянная бочка с отверстиями, сквозь которые проходит бурный водный поток. Хозяйка опускает лижник в бочку, и за дело принимается река - полощет, вымывает остатки ворса, очищает лижник от грубых остевых шерстинок.
Через два дня мастерица вынимает лижник из бочки и вешает сушиться. Когда ковер подсохнет, лижникарка берет в руки металлическую щетку и несколько часов, не пропуская ни одной нитки, чешет его. Лижник опушается, начинает искриться, его узоры расплываются, в окраске появляются полутона. А главное - ковер становится очень мягким.

В старину лижники ткали из некрашеной овечьей шерсти - белой, серой, черной. Их можно увидеть и сейчас в гуцульских домах. В Карпатах уверяют: если постель будет устлана лижником, да и укрываться им станешь, то никогда не узнаешь, что такое радикулит. Может быть, гуцулы и правы. Бесспорно одно - лижники необычайно нарядны. Интерес к ним не утрачен и в наши дни.

Ковры работы гуцульских мастеров

Анонс.
Следующая тема о народном творчестве (из цикла «народные промыслы») будет посвящена художественной росписи.

 
Форум » ОБЩИЕ ТЕМЫ » НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ » КОВРОТКАЧЕСТВО (Один из древнейших народных промыслов.)
Страница 1 из 212»
Поиск:


Copyright MyCorp © 2017