Четверг
28.03.2024
12:29
Приветствую Вас Случайный посетитель | RSS Главная | ИЗДЕЛИЯ ИЗ БЕРЕСТЫ, ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: mdr1, mdr4  
Форум » ОБЩИЕ ТЕМЫ » НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ и ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО » ИЗДЕЛИЯ ИЗ БЕРЕСТЫ, ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА (береста, резьба по кости, дереву, камню)
ИЗДЕЛИЯ ИЗ БЕРЕСТЫ, ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА
SkellДата: Пятница, 24.12.2010, 19:26 | Сообщение # 1
ОСНОВАТЕЛЬ ГОРОДА
Группа: Администраторы
Сообщений: 11695
Статус: Отсутствует
Изделия из бересты
Вступление. Часть первая

Каждому приходилось встречать в лесу сгнивший березовый пень. Ударишь ногой — мелкой трухой рассыплется древесина, но целой и упругой останется береста. Люди давно заметили долговечность бересты, ее способность не поддаваться гниению. Бересту подкладывали под нижний венец рубленой избы, чтобы в него не проникала сырость. Плели из бересты влагоустойчивую обувь, обшивали лодки-берестянки, делали знаменитые теперь туеса, в которых молоко и квас даже в жару оставались холодными. В Древней Руси бересту использовали как бумагу. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской письменности, позволившие ученым заглянуть в далекое прошлое.

Бересту иногда называют древнерусским папирусом. Множество берестяных грамот ученые нашли при раскопках древнего Новгорода. Писали на бересте специальными костяными писалами, выдавливая на поверхности податливого материала рельефные буквы. Новгородцы знали такой способ предварительной обработки бересты, который делал ее мягкой и эластичной. Обработанная береста становилась податливой и не коробилась. Возможно, крестьяне заготавливали писчую бересту не только для своих нужд, но и на продажу. Жители Великого Новгорода покупали ее в торговых рядах так же, как мы теперь покупаем бумагу в магазине. Хотя бумага заменила бересту, но нет-нет, да и вспоминали люди о древнерусском папирусе. Например, известны случаи, когда в Отечественную войну, при отсутствии бумаги, партизаны печатали на бересте свою боевую газету.
Бытовые предметы из бересты нередко украшали прорезным ажурным орнаментом. Больше, чем где-либо, резьбой по бересте занимались мастера в Великом Устюге и окрестных деревнях. В наши дни в деревне Кузино под Великим Устюгом работает 99 цех прорезной бересты, продолжающий традиции старых умельцев. Его берестяные кружева славятся на всю страну.
Бересту очень легко обрабатывать, и самыми простыми инструментами можно с успехом выполнять различные декоративные изделия.
Основной инструмент для работы Над прорезной берестой — резак. Потребуются и пробойники — их изготовляют из трубок различного диаметра. Трубкам придают разнообразные профили — треугольника, круга, овала, ромба и т. д. Трубки нужно вбить в деревянные рукоятки и заточить с внешней стороны. Вместо трубок для изготовления пробойников можно использовать листовую сталь.
У каждого народа, населяющего Россию, сложились давние самобытные традиции изготовления предметов быта из местных природных материалов. Одни изделия дошли до наших дней без изменений, другие - в усовершенствованном виде, а третьи если не исчезли, то стали уделом археологических и этнографических экспедиций. Сохранившиеся предметы легко вошли в современный интерьер; и ныне благодаря своей красоте, целесообразности и высоким художественным качествам они являются не только элементами быта, но и произведениями традиционного народного искусства.

Продолжение следует ....

 
SkellДата: Пятница, 24.12.2010, 19:27 | Сообщение # 2
ОСНОВАТЕЛЬ ГОРОДА
Группа: Администраторы
Сообщений: 11695
Статус: Отсутствует
Изделия из бересты
Вступление. Часть вторая

Береста — это верхний слой березовой коры, заготавливаемый в мае-июне во время сокодвижения. Внутреннюю поверхность коры ошкуривают и делают лицевой стороной берестяных изделий.

Благодаря своим свойствам — прочности, гибкости, устойчивости к гниению — этот материал издавна применялся для изготовления посуды. Береста не пропускает воду, в ведерках и туесах из бересты молоко не киснет и сохраняется холодным в жаркое время года. Из этого материала во многих северных районах изготавливались лодки-берестянки, летние жилища, головные уборы, коврики и многие другие изделия. С XI века бересту использовали для письма, вспомните знаменитые новгородские берестяные грамоты. Производством изделий из бересты занимались мастера Вологодской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимирской, Нижегородской, Пермской, Тобольской и других губерний.
Самым знаменитым в России был промысел Шемогодской ажурной прорезной бересты, получивший свое название по имени речки Шемогсы, на берегах которой располагались селения мастеров ( Курово-Наволок, Погорелово, Красавино, Бернятино и др. неподалеку от города Великий Устюг).

Промысел возник в середине XIX века (по другим сведениям в конце XVIII века). Лучшие изделия шемогодских мастеров хранятся в музеях (самый известный мастер Иван Вепрев). После революции в деревне Курово-Наволок была организована артель, насчитывающая в 1935 году около 100 человек. Открылась художественная мастерская и в Великом Устюге, в которой также резали по бересте, а в 80-е годы XX века производство резной бересты сосредоточилось на экспериментальной фабрике "Великоустюжские узоры".

Все берестяные изделия можно разделить на несколько групп в зависимости от способа их изготовления: изделия, сделанные из целого куска бересты (широкие открытые сосуды); плетеные изделия (весьма разнообразные по форме и размерам); сшивные изделия (предметы утвари). Основными способами декорирования берестяных изделий являются тиснение, резьба и роспись. Уже в середине XVIII века тиснение и резьба по бересте были хорошо известны. Об этом писал Андрей Болотов в своем "Жизнеописании Андрея Болотова" — записках, опубликованных впервые под названием "Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков" в приложении к журналу "Русская старина".

Тиснение осуществляется вручную штампиками или чеканами из дерева, кости или металла. Молотком ударяют по штампику (чекану) — на бересте остается рисунок. Кроме тисненой бересты, применяется прорезная береста. Тупой стороной ножа или шилом на бересте наносится контур рисунка, который потом вырезается острым концом. Традиционный узор берестяного кружева — ажурный растительный орнамент: переплетающиеся стебли, листья, цветы. Реже в орнамент вводятся изображения животных и птиц. Иногда применяются тематические рисунки. Полосы прорезной бересты наклеиваются в углубления на поверхности изделий из дерева (шкатулки, блюда и др.) или из двух слоев бересты (туеса). Для усиления цветовой игры орнамента и фона под ажурный берестяной рисунок изредка подкладывают лист цветной фольги или бумаги.
Ассортимент художественных берестяных изделий очень широк: традиционные туеса, сахарницы, конфетницы, чайницы, подстаканники, шкатулки, стаканы для карандашей и другие предметы утилитарного и декоративного характера. Жаль, что наперсткам мастера не уделяют должного внимания.
Но вот на Урале появились художники, заинтересовавшиеся этой темой: Альфия и Александр Гурины изготавливают очень интересные наперстки из бересты (см. "Уральские художники").

И еще о бересте

Продолжение следует ....

 
SkellДата: Пятница, 24.12.2010, 19:27 | Сообщение # 3
ОСНОВАТЕЛЬ ГОРОДА
Группа: Администраторы
Сообщений: 11695
Статус: Отсутствует
Изделия из бересты
Часть третья

 
егозаДата: Пятница, 24.12.2010, 19:28 | Сообщение # 4
ОСНОВАТЕЛЬ ГОРОДА
Группа: Горожане
Сообщений: 8965
Статус: Отсутствует
Берестяные грамоты

Берестяны́е гра́моты, письма и записи на коре берёзы (берёсте), — памятники письменности Древней Руси XI—XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории русского языка. Берестяная письменность известна ряду культур народов мира.

Открытие берестяных грамот

Прорись берестяной грамоты № 1. Она сильно фрагментирована, однако состоит из длинных и совершенно стандартных фраз: «С такого-то села позёма и дару шло столько-то», поэтому легко восстанавливается

Существование берестяной письменности на Руси было известно и до обнаружения грамот археологами. В обители св. Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях писаху, но на берестех» (Иосиф Волоцкий). По В. Л. Янину, в музеях и архивах сохранилось немало поздних документов, написанных на бересте (XVII—XIX веков; даже целые книги). Этнограф С. В. Максимов видел в середине XIX века берестяную книгу у старообрядцев на Мезени. На берегу Волги близ Саратова крестьяне, роя силосную яму, в 1930 году нашли берестяную золотоордынскую грамоту XIV века..

Грамота № 115 (фрагмент). Перевод: «От Полчка (или Полочка)…(ты) взял (возможно, в жёны) девку у Домаслава, а с меня Домаслав взял 12 гривен. Пришли же 12 гривен. А если не пришлёшь, то я встану (подразумевается: с тобою на суд) перед князем и епископом; тогда к большому убытку готовься…». Из собрания Исторического музея.

Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород. Новгородская археологическая экспедиция, работавшая с 1930-х годов под руководством А. В. Арциховского, неоднократно находила обрезанные листы берёзовой коры, а также писаАла — заострённые металлические или костяные стержни, известные как инструмент для писания на воске.Уже тогда у Арциховского возникла гипотеза о возможности находки грамот, процарапанных на бересте. Однако Великая Отечественная война (во время которой Новгород был оккупирован немцами) прервала работы археологов, и они возобновились только в конце 1940-х годов.
26 июля 1951 на Неревском раскопе была обнаружена берестяная грамота № 1: она содержала перечень феодальных повинностей («позёма» и «дара») в пользу некоего Фомы. Открытие показало, что, вопреки опасениям, при написании грамот почти никогда не использовались хрупкие чернила (найдено всего три таких грамоты из тысячи с лишним, в том числе большая московская грамота в 2007 г.); текст был просто процарапан на коре и прекрасно читался. (В честь этой находки 26 июля в Новгороде отмечается ежегодный праздник — «День берестяной грамоты»). Этот же археологический сезон принёс ещё 9 документов на бересте.
Берестяная грамота № 419 — фактически книжечка с записью двух молитв. Последняя страница. Есть буквица, обведённая двойным контуром.

Продолжение следует...

 
егозаДата: Пятница, 24.12.2010, 19:28 | Сообщение # 5
ОСНОВАТЕЛЬ ГОРОДА
Группа: Горожане
Сообщений: 8965
Статус: Отсутствует
Общая характеристика

Берёзовая кора как материал для письма получает на Руси распространение не позднее первой четверти XI века и выходит из употребления в середине XV века в связи с распространением бумаги, которая именно около этого времени становится дешёвой. Береста рассматривалась как эфемерный, непрестижный материал для письма, непригодный для долгого хранения; её использовали в основном как материал для частной переписки и личных записей, а более ответственные письма и официальные документы писались, как правило, на пергаменте (бересте доверялись лишь их черновики). В одной из берестяных грамот, представляющей собой черновик жалобы должностному лицу, есть прямое указание переписать её текст на пергамент и лишь потом послать адресату.
В силу указанных обстоятельств обнаруженные археологами берестяные грамоты представляют собой, как правило, выброшенные документы, попавшие в землю в том месте и в тот момент, когда в них исчезала практическая надобность.
Целые берестяные грамоты в момент обнаружения обычно представляют собой свёрнутый свиток бересты с выцарапанным текстом на внутренней стороне коры (реже на обеих её сторонах). Меньшая часть целых документов находится в земле в развёрнутом виде. Текст помещается на бересте в строку, в подавляющем большинстве грамот (как и средневековых славянских рукописях вообще) без разделения на слова.

Кроме того, значительную долю находок составляют фрагменты берестяных грамот, нередко повредившихся уже после попадания в землю, но ещё чаще уничтоженных (разорванных или разрезанных) непосредственно перед тем, как их выбросили. Эта практика упоминается в «Вопрошании» Кирика Новгородца XII в., где спрашивается, нет ли греха в том, чтобы по разрезанным грамотам «ходили ногами». Цель уничтожения грамот понятна: адресаты писем заботились о том, чтобы ставшее ненужным письмо не прочёл посторонний. В роли такого «постороннего» и оказываются современные исследователи. Несмотря на то, что в интерпретации фрагментированных грамот накоплен значительный опыт, и общий характер документа удаётся уловить в большинстве случаев (лишь совсем крохотные фрагменты интерпретации не поддаются), наличие оборванных букв и лакун часто затрудняет истолкование отдельных мест (как с языковой, так и с содержательно-исторической стороны).

Содержание грамот

Большинство берестяных грамот — частные письма, носящие деловой характер (взыскание долгов, торговля, бытовые указания). К этой категории тесно примыкают долговые списки (которые могли служить не только записями для себя, но также и поручениями «взять с такого-то столько-то») и коллективные челобитные крестьян феодалу (XIV—XV века)
Кроме того, имеются черновики официальных актов на бересте: завещания, расписки, купчие, судебные протоколы и т. п.
Сравнительно редки, но представляют особый интерес следующие типы берестяных грамот: церковные тексты (молитвы, списки поминаний, заказы на иконы, поучения), литературные и фольклорные произведения (заговоры, школьные шутки, загадки, наставления по домашнему хозяйству), записи учебного характера (азбуки, склады, школьные упражнения, детские рисунки и каракули). Огромную известность получили обнаруженные в 1956 году учебные записи и рисунки новгородского мальчика Онфима.

Рисунки 6-7-летнего мальчика Онфима (середина XIII века), автора нескольких берестяных грамот

Берестяные грамоты, как правило, предельно кратки, прагматичны, содержат только самую важную информацию; то, что автору и адресату и так известно, в них, естественно, не упоминается. Те трудности интерпретации, с которыми из-за отсутствия контекста постоянно сталкиваются современные исследователи — расплата за чтение «чужих писем».

Продолжение следует...

 
егозаДата: Пятница, 24.12.2010, 19:28 | Сообщение # 6
ОСНОВАТЕЛЬ ГОРОДА
Группа: Горожане
Сообщений: 8965
Статус: Отсутствует
Грамоты как исторический источник

Как важнейший исторический источник берестяные грамоты были оценены уже их первооткрывателем А. В. Арциховским. Основные монографические работы на эту тему принадлежат Л. В. Черепнину и В. Л. Янину.
Берестяные грамоты являются одновременно вещественными (археологическими) и письменными источниками; место их нахождения — столь же важный для истории параметр, как и их содержание. Грамоты «дают имена» безмолвным находкам археологов: вместо безликой «усадьбы знатного новгородца» или «следов деревянного навеса» мы можем говорить об «усадьбе священника-художника Олисея Петровича по прозвищу Гречин» и о «следах навеса над помещением сместного суда князя и посадника». Одно и то же имя в грамотах, обнаруженных на соседних усадьбах, упоминания князей и других государственных деятелей, упоминания значительных денежных сумм, географических названий — всё это много говорит об истории строений, их владельцев, об их социальном статусе, об их связях с другими городами и областями.
Благодаря берестяным грамотам изучена генеалогия боярских родов древнего Новгорода (ср. в особенности исследования Янина), выявлена политическая роль некоторых деятелей, недостаточно освещённая в летописи (таков известный нам благодаря работам А. А. Гиппиуса Пётр-Петрок Михалкович, видный деятель боярской олигархии XII века) Немало говорят документы на бересте о землевладении в Новгородской земле, об экономических связях новгородцев с Псковом, Кучковом (будущей Москвой), Полоцком, Суздалем, Киевом, даже Сибирью (Обдорской землёй). Челобитные крестьян, купчие и завещания XIV—XV веков свидетельствуют о закреплении крепостного права, о развитии судебной бюрократии и делопроизводства (эта область в домонгольский период ещё практически не отграничена от частной переписки). Мы узнаём о военных конфликтах и внешней политике Новгорода, о сборе дани с покорённых земель — узнаём в массе бытовых подробностей, которые нам никогда бы не сообщили официальные документы. Ряд первостепенных данных имеется по истории церкви — засвидетельствована древность некоторых черт литургии, есть сведения о взаимоотношениях членов клира с жителями окормляемых ими усадеб, а упоминание Бориса и Глеба в списке святых в грамоте 3-й четверти XI века почти совпадает со временем их канонизации (1071).

Уникален этот источник для изучения повседневной жизни Древней Руси — тематики, столь популярной в медиевистике XX века. Берестяные грамоты свидетельствуют о широком распространении грамотности в Древней Руси, о том, что горожане обучались азбуке с детства и сами писали свои письма, что грамотны были и женщины; вместе с тем в ряде ситуаций (особенно в переписке высокопоставленных чиновников) уместна была и фигура писца, записывавшего под диктовку и служившего затем в роли посыльного. Семейная переписка новгородцев свидетельствует о высоком положении женщины, посылавшей мужу наказы («приказы»), вступавшей самостоятельно в денежные отношения и т. п.

Берестяная грамота № 497 (вторая половина XIV века). Гаврила Постня приглашает своего зятя Григория и Улиту в гости в Новгород.
Есть в берестяных грамотах сведения о рационе древних новгородцев, их одежде, их ремёслах, а также о сфере человеческих взаимоотношений, родственной и дружеской заботе, гостеприимстве, конфликтах. Совершенно исключительный интерес представляет любовное письмо девушки XI века (грамота № 752).

Продолжение следует...

 
егозаДата: Пятница, 24.12.2010, 19:28 | Сообщение # 7
ОСНОВАТЕЛЬ ГОРОДА
Группа: Горожане
Сообщений: 8965
Статус: Отсутствует
Язык берестяных грамот

Большинство берестяных документов с территории Новгородской феодальной республики (из Новгорода, Старой Руссы и Торжка) написано на древненовгородском диалекте, отличающемся от известного по традиционным памятникам древнерусского языка на различных уровнях: в фонетике, морфологии, отчасти также лексике. В широком смысле к древненовгородскому диалекту можно относить также и диалект древнего Пскова (имеющий ряд собственных фонетических особенностей). Отдельные диалектные новгородские и псковские явления были известны историкам русского языка и раньше, но лишь по эпизодическим вкраплениям в рукописях, на фоне общей установки писца на более престижный язык (церковнославянский, наддиалектный древнерусский). В берестяных же грамотах эти явления представлены либо совершенно последовательно, либо (реже) с незначительным влиянием книжной нормы.
Кроме того, в берестяных грамотах (из всех городов) используется т. н. бытовая графическая система, где, в частности, пары букв ъ—о и ь—е могут взаимозаменяться (например, слово конь может записываться как къне); по такой системе написано подавляющее большинство грамот середины XII — конца XIV века. До открытия берестяных грамот подобная орфография была известна лишь по некоторым пергаментным грамотам и надписям, а также по отдельным ошибкам в книжных текстах.
В силу указанных обстоятельств в 1950—1970-х годах, несмотря на то, что уже в этот период был накоплен значительный фонд ценных наблюдений за лексикой, грамматикой, орфографией, палеографией берестяных грамот (Н. А. Мещерский, Р. О. Якобсон, В. И. Борковский, Л. П. Жуковская), исследователи берестяных грамот нередко трактовали непонятные места как произвольные ошибки малограмотных писцов (или даже иностранцев) против «правильного» древнерусского языка: это позволяло истолковывать спорные отрезки текста практически как угодно.
А. А. Зализняк, автор наиболее подробных исследований языка берестяных грамот, в начале 1980-х годов показал, что в документах на бересте соблюдается достаточно стройная грамматическая и орфографическая система, в рамках которой свыше 90 % грамот написаны вообще без единой ошибки. Есть всего две славянские грамоты, где возможно предположить, что они написаны нерусскими; в них смешиваются глухие и звонкие, что характерно для речи прибалтийско-финских народов (но и тут возможен русский говор с финским субстратом). Значительная часть прежних прочтений и переводов была пересмотрена, и теперь при исследовании вновь открытых грамот непременно учитывается большое количество сведений о древненовгородском диалекте и бытовой орфографии.
Берестяные грамоты — важный источник по истории русского языка; по ним точнее, чем по другим средневековым рукописям, зачастую сохранившимся только в списках, можно установить хронологию и степень распространённости того или иного языкового явления (например, падения редуцированных, отвердения шипящих, эволюции категории одушевлённости), а также этимологию и время появления того или иного слова. Десятки слов, встречающихся в берестяных грамотах, по другим древнерусским источникам неизвестны. Преимущественно это бытовая лексика, у которой практически не было шансов попасть в литературные сочинения с их установкой на высокую тематику и соответствующий отбор слов. Таким образом, открытие берестяных грамот постоянно заполняет лакуны в существующих словарях древнерусского языка. Грамоты практически непосредственно отражают живую разговорную речь Древней Руси и не несут на себе, как правило, следов литературной «шлифовки» стиля, книжного влияния в морфологии и синтаксисе и т. п. В этом отношении их трудно переоценить.

Грамота № 109 (ок. 1100 г.) о покупке краденой рабыни дружинником. Живая русская речь 900 лет тому назад (расставлены современные знаки препинания). Грамота написана по одноеровой системе: ъ выступает как на месте этимологического ъ (читается как сверхкраткое [о]: кънягыни), так и на месте этимологического ь (читается как сверхкраткое [е]: Плъскове, чъто вместо Пльсковѣ, чьто). Вместо ятя везде пишется е:

Грамота отъ Жизномира къ Микоуле. Коупилъ еси [ты купил; «еси» — связка] робоу [рабыню] Плъскове [в Пскове], а ныне мя въ томъ яла [за это схватила] кънягыни. А ныне ся дроужина по мя пороучила [поручилась]. А ныне ка посъли къ томоу моужеви [человеку] грамотоу, ели [если] оу него роба. А се ти хочоу коне коупивъ, и княжъ моужъ всадивъ, та на съводы [очные ставки]. А ты атче [если] еси не възалъ коунъ [денег] техъ, а не емли [бери] ничъто же оу него.

Берестяная письменность в других культурах

Кора деревьев, вероятнее всего, использовалась многие тысячелетия у разных народов в качестве писчего материала, на котором первоначально оставлялись какие-то важные для людей знаки ещё в мезолите и неолите.
В Индии ещё до нашей эры хорошо знали, что на тонком древесном лыке можно писать, как на бумаге. Известны санскритская рукопись на бересте из Байрам-Али, ряд буддистских текстов на бересте и т. п. А. В. Арциховский указывал: «Подобные материалы (береста) издревле применялись в Европе для письма <…> Даже у императоров Домициана и Коммода были записные книжки из этого материала, по словам Геродиана и Диона Кассия, Плиний Старший и Ульпиан сообщают нам, что для письма применялась и кора других деревьев».В латинском языке понятия «книга» и «древесный луб» выражаются одним словом: liber. Традиции американских индейцев также знали письменность на бересте, упоминания о ней имеются в «Песне о Гайавате» Г. Лонгфелло.
В Таллине хранилась берестяная грамота 1570 года с немецким текстом. Есть сведения о берестяных грамотах в Швеции XV века; их употребляли шведы и позже. Употребление древесной коры как удобного и дешёвого писчего материала было распространено в античности. Известны тибетские средневековые берестяные письмена на территории Тувы.

 
егозаДата: Пятница, 24.12.2010, 19:28 | Сообщение # 8
ОСНОВАТЕЛЬ ГОРОДА
Группа: Горожане
Сообщений: 8965
Статус: Отсутствует
Резьба по кости

Художественная обработка кости относится к древнейшим видам народного декоративного искусства. Ее широко применяли на Севере, в Японии и Индии.
Большинство фигурок использовалось для ритуалов общения с духами, когда просили об удаче в охоте, даровании выздоровления и т.д. Бытовые предметы для повседневного обихода также украшались «волшебными узорами» - оберегами. Более того, находки, сделанные в краю полярных льдов, показали, что предшественники эскимосов (примерно 2000 лет назад) изобрели…очки! Они изготовлялись из костей мамонта, других животных, иногда, из дерева. В пластинке делался узкий разрез, дававший горизонтальный обзор. Эти первые в мире «солнцезащитные очки» спасали от снежной слепоты.

Чукотско-эскимосская резьба

Бивни мамонта и моржовый клык сотнями пудов вывозились в Россию. При таком обилии сырья естественно ожидать развитого косторезного промысла. Действительно, от глубокой древности сохранились календари и наконечники стрел с магическими насечками, сделанные из этого красивого и прочного материала.

Тобольская резьба

Холмогорская резьба

Холмогорская резьба по кости как промысел существует уже почти четыреста лет. Этим искусством занимались мастера из города Холмогоры, что находится под Архангельском, и его окрестных деревень. Их работы отличались высоким мастерством, отточенной техникой. Лучшие мастера резьбы привлекались для работы в Оружейной Палате, которая выполняла работы для царского двора.

Мастера резьбы использовали для работы моржовую и мамонтовую кость, цевку, создавая из них и предметы роскоши, и повседневные вещи. Заказчиками у холмогорских умельцев был не только царский двор, но и монастыри, храмы.
После начала строительства новой российской столицы, Санкт-Петербурга, спрос на дорогие, изящные вещи резко возрос. Основную часть ассортимента изделий холмогоских мастеров составляли всевозможные ларцы: большие и маленькие, напоминающие по форме сундучки с четырехскатной крышкой и простые, с плоской.

Также производились различные коробочки, шкатулки, лотки, ножи для разрезания бумаги, бокалы, вазы, курительные приборы, а также разнообразные женские украшения. Мастера применяли различные приемы резьбы: рельефную, объемную, сквозную, использовали гравировку с подцветкой.
Как и большинство промыслов и ремесел, холмогорская резьба по кости переживает в конце 19 века кризис. К началу 20 века искусство практически прекращает существовать, творчеством продолжают заниматься лишь несколько мастеров.
Начало возрождения промысла приходится на конец двадцатых - начало тридцатых годов прошлого века, открывается новая профессионально-техническая школа, где обучаются молодые резчики. Подлинного расцвета искусство достигает в начале 60-х годов, когда в творчество вливается молодое поколение мастеров резьбы.


Еще одна линия в холмогорском искусстве - сюжетная гравированная композиция. Мотивы гравировки художники разрабатывают, используя как местные традиции, так и широкие традиции русского гравирования по кости.
Холмогорские мастера обладают ярким образным мышлением, тонко чувствуют национальные мотивы, их искусно выполненные изящные произведения являются прекрасной составляющей русского декоративно-прикладного искусства.

Продолжение следует ...

 
егозаДата: Пятница, 24.12.2010, 19:28 | Сообщение # 9
ОСНОВАТЕЛЬ ГОРОДА
Группа: Горожане
Сообщений: 8965
Статус: Отсутствует
Якутская резьба


Особое внимание привлекают к себе ларцы, шкатулки и гребни 18- 19 веков. По своей форме и технике исполнения они напоминают холмогорские, а отчасти и китайские работы.

Известны гребни, подчасники, шкатулки и девятисторонние ларцы с четырехскатными откидными крышками, выполненные в Якутии во второй половине 18- 19 веках. В изготовлении большинства предметов из кости наиболее употребительным видом техники была резьба «на проем», то есть сквозная, ажурная.

Для нее типичен простейший геометрический рисунок в виде косой сетки, овалов, крестов и ряд растительных узоров – розетки, трилистники, веточки. Отличительной чертой якутского стиля резьбы по кости является соединение тонкой сквозной сетки, которая создает обширный фон, с низкопрофильным рельефом.

Типичными сюжетами являются сцены охоты на птицу или белку, поездки на оленях, на лодках, ритуальные сцены. Наиболее известные мастера косторезы Т.А.Аммосов, Е.Н.Алексеев, В.П.Попов.

Иметь деревянного или костяного идола в доме раньше считалось великим несчастьем: культовые фигурки могли вырезать только шаманы, использовавшие их для камланий. Но несмотря на строгие запреты, народные мастера вырезали из кости человечков; некоторые из них сохранились.



Коллекция косторезного искусства XVIII - XX веков берет свое начало с 1945 года, когда из фондов Якутского краеведческого музея были переданы ценные в художественном отношении предметы резной кости XIX - нач. XX веков - среди них орнаментальные пластинки, фигуры животных и утилитарные предметы, произведения К.И. Неустроева, Д.М. Никифорова, обучавшихся в начале XX века резьбе по кости в мастерских Сергиева Посада под Москвой.


С конца XVIII века Якутия известна как один из признанных центров резьбы по кости. Само наличие якутских косторезных изделий во многих музейных собраниях России, Германии и Америки свидетельствует об их популярности не только в местах бытования, но и далеко за пределами.


Уже в 1869 году якутская резная кость упоминается в списках промышленной выставки в г. Иркутске. Надо заметить, что не мастера числились участниками выставок, а владельцы предметов - чиновники и купцы. Лишь по счастливой случайности в списке экспонатов Всероссийской выставки, происходящей в 1902 году в Санкт-Петербурге есть запись о блюде из корня березы с инкрустацией мамонтовой кости и серебром с надписью: "Анастасий Григорьевич Бурнашев…1900г." В запасниках музея имеется икона "Вознесение Христа", выполненная Бурнашевым.



С полным правом можно назвать шедевром жанровую композицию "Якутка у коновязей" (1947), выполненную Василием Петровичем Поповым (1906-1960), представителем целой династии косторезов Мегинского улуса.
Сложившись в основных своих традициях XX века, коллекция якутской резной кости характеризуется высоким художественным уровнем главнейших своих произведений.



Личность народного мастера Терентия Васильевича Аммосова - яркое явление в изобразительном искусстве Якутии. Достигая совершенства в различных приемах резьбы от костяного кружева и изящных миниатюр до объемных жанровых композиций, мастер умело использует пластические и фактурные особенности кости, обогащая композиции сложной игрой бликов и светотени. В его коллекции традиционные шкатулки, декоративные кубки и пластины, шахматы, композиции, выполненные по фольклорным мотивам, сценки из сельской жизни и празднеств, ножи, трубки и письменные приборы.



Уникальна коллекция работ мастера анималистического жанра Семена Николаевича Пестерева (1917-1983). Его излюбленные мотивы - охота, стремительные, полные динамики собачьи и оленьи упряжки, лесная жизнь зверей, табуны коней, стада оленей и коров на вольных пастбищах.







Глубоко национально и необычайно выразительно самобытное творчество Степана Никифоровича Петрова (1938-1984), по мощи и духу созвучное образам якутского героического эпоса. Его произведения - органический сплав красоты пластического языка общения, декоративного начала и мастерства.

Творчество этой великолепной "триады" по своей художественной наполненности является духовным наследием якутского народа


Подробнее о резьбе по кости читайте на сайте "Библиотекарь"
 
antshaparinДата: Вторник, 26.02.2013, 06:07 | Сообщение # 10
Группа: Удаленные





Здравствуйте, уважаемые участники форума! Наша компания называется  «Русский Туесок», занимаемся изготовлением и оптовой продажей изделий из бересты и кедра. Предлагаем Вам ознакомиться с нашими
товарами на сайте http://www.tuesok66.com, ассортимент постоянно расширяется. Возможна разработка и изготовление
индивидуальных изделий.



Шапарин Антон.
Сот. 89058048629
 
АнтонДата: Вторник, 22.10.2013, 11:24 | Сообщение # 11
Группа: Удаленные





Интернет-магазин изделий из бересты "Берестянаясказка". У нас можно приобрести хлебницы, туеса, шкатулки, наборы для специй
и много других интересных изделий. Доставка по всей России и за границу! Посмотреть изделия можно на нашем сайте www.lukoshko70.ru

Прикрепления: 3175792.jpg (90.1 Kb)
 
leksaДата: Четверг, 13.03.2014, 14:57 | Сообщение # 12
Группа: Удаленные





Береста необработанная, 50х100см 350 руб. ir2000@mail.ru
 
Форум » ОБЩИЕ ТЕМЫ » НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ и ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО » ИЗДЕЛИЯ ИЗ БЕРЕСТЫ, ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА (береста, резьба по кости, дереву, камню)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024